Ангары продолжают пилить. Удастся ли сохранить памятник истории в Балтийске

Демонтаж ангаров удалось остановить, но перспективы объекта пока туманны © / Александр Матвеев / АиФ

Жители области создали петицию и собирают в Интернете голоса против сноса на Балтийской косе ангаров аэродрома «Нойтиф».

   
   

Приманка для «сталкера»

«АиФ» уже сообщал, что первым забил тревогу житель Балтийска Сергей Дустин. В ноябре он увидел, как ангары «режут на металл» и потребовал вмешаться власть. Чиновники выяснили, что демонтаж проводят без разрешения, собственника обещали за это оштрафовать. Снос приостановили, но что будет с уникальным объектом дальше? 

Активисты обратились в региональную Службу охраны памятников в надежде придать аэродромному комплексу охранный статус. Второго такого в России нет. Только прошлым летом Балтийскую косу посетило сто тысяч путешественников. Среди них есть и те, кто ехал конкретно на это место  - ощутить себя частью разрушенной цивилизации, как в фильме Тарковского «Сталкер».

Аэродром в Нойтифе (единственный в Восточной Пруссии, не имеющий наземных подъездных путей) можно назвать образцом военной архитектуры. Построили его в 1934-1939 годах на зыбучих песках, омываемых водами Балтийского моря и залива. Все ангары имеют сложную систему фундаментов. Блестящие инженерные решения помогли им сохраниться до наших дней. Аэродром предназначался для войск Люфтваффе. Комплекс включал две бетонные взлётно-посадочные полосы (они имели систему подогрева), оружейные мастерские, трансформаторную подстанцию, казармы, склады… Именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция и происходили ожесточённые сражения за косу Фрише-нерунг. Здесь наши войска взяли в плен более 35 тысяч немецких солдат и офицеров - те не смогли выбраться из «котла». В результате этих боёв погибло и пропало без вести множество наших бойцов. Некоторые похоронены в этой земле недалеко от ангаров. 9 мая 1945 года на этом аэродроме прошёл Парад Победы. После войны здесь базировалась советская авиационная эскадрилья, разместился штаб 24-й гвардейской истребительной авиадивизии Балтфлота. Ангары заняли гидросамолёты «Каталина», а позже и самолёты-«амфибии» Бе-4, прозванные «летающими лодками».  Лётную гавань использовали в течение 50 лет.

Кстати
Проголосовать за то, чтобы лётная гавань стала объектом культурного наследия, можно на сайте change.org. Под петицией уже подписались 300 человек.

У директора «Парко-музейного комплекса Балтийской косы «Старый Люнет» Валерии Надымовой есть масса предложений, что делать с  комплексом сегодня. За примером далеко ходить не надо. В Таллине находится похожая  лётная гавань, построенная сто лет назад по указу Николая II. До Второй мировой войны здесь также базировались гидросамолёты. Без особого внимания объект простоял три десятилетия. Также ветшал, пока на постройки не обратил внимание местный  краевед. Он заявил, что это памятник архитектуры, не имеющий аналогов.  В начале 90-х у сооружения вдруг объявился собственник, который хотел перестроить ангар в таможенный терминал. Споры относительно права собственности затянулись на полтора десятка лет. Лишь в 2006 году Государственный суд признал собственником ангаров Эстонскую Республику. Теперь считается, что здесь самый интересный морской музей в Европе. В лётной гавани разместили музей, кинотеатры, кафе-ресторан, сувенирные магазины, здесь проводят праздники.

   
   

По аналогичному сценарию развивают космический центр им. Кеннеди на мысе Канаверал. 90 % его площади составляет природный заповедник. Рядом с космодромом открыли отели, рестораны и музей. У нас можно сделать не хуже.

Валерия Надымова предлагает развивать территорию Балтийской косы комплексно. Создать здесь два квартала, на котором разместить Парково-музейный комплекс истории фортификации Балтийской косы с XVII по начало XX века; музей Гидро-авиации и истории авиабазы «Нойтиф-коса», оборудовать места для яхтенной стоянки.

Поздно спохватились?

«Местные жители живут благодаря туристам», - говорит Валерия. - Проводят экскурсии, занимаются перевозками, принимают гостей, изготавливают сувениры. На Косе проживает 500 человек, среди них 86 детей. Все поддержат её развитие. Ангары - визитная карточка Косы. Наш музей принял прошлым летом 10 тысяч  человек, все от них в восторге. Даже в запущенном состоянии они производят неизгладимое впечатление. Есть туристы-«сталкеры». Им надоели красивые города, удобства, они едут за острыми ощущениями. У нас можно сделать уникальное культурное пространство. 

Валерия подала заявление в Службу госохраны объектов культурного наследия о включении аэродромного комплекса в госреестр памятников истории и культуры РФ.

Руководитель Службы Евгений Маслов подтвердил, что заявление поступило. Специалистам отводится на работу 90 дней.

«Конечный результат не очевиден, но сразу скажу: речь идёт не только об ангарах, являющихся прекрасным фоном для селфи. Речь о большой территории, инженерно-технических сооружениях, находящихся в различной форме собственности. Ангары - в аренде у частного лица. Часть земель аэродрома - в пользовании Минобороны. Во всей этой истории смущает один момент. Понятно, что с этим объектом неладно, разбирают и попиливают его давно. Куда все смотрели раньше, когда участок не был в собственности? Угроза разрушения - не критерий отнесения к памятникам. Будем искать другие веские доказательства». 

«Этот объект купил с аукциона Асанбуба Нюдюрбегов, и было это 20 лет назад», -  пояснил министр по культуре и туризму области Андрей Ермак. «Кто-то на этом (область или муниципалитет) заработали. Сейчас он волен делать то, что хочет. Не произошло того, на что, наверное, рассчитывали люди, продававшие лётную гавань. Собственник не стал её восстанавливать, строить гостиницу, делать инфраструктуру. Решил распилить, расчистить площадку под что-то. Мы сейчас спохватились и говорим: ой нет, там есть туристическая привлекательность! С одной стороны, понимаем, что его нужно сохранить, с другой, должны уважать право частной собственности. Почему этот объект не купит область? В казне нет других денег, кроме денег налогоплательщиков. Калининградцы должны сказать: мол, мы готовы заплатить за ангары. Но и тогда нужно чётко понимать, кто их будет содержать в условиях естественных ограничений  режима земель Минобороны и сумасшедшей логистики. Чтобы на Косе что-то построить, нужно возить стройматериалы на барже либо паромом, что-то  придумывать с разгрузкой-загрузкой. Это существенные расходы для инвестора. При всех прочих равных он  выберет иные площадки. Может быть комплексное решение проблемы при участии государства. Но и в этом случае кто-то должен быть партнёром. Пока ситуация малопрогнозируемая».

По словам Валерии Надымовой, инвесторы существуют, но у них  масса вопросов. Что касается собственника, он появился на Косе. Один из местных жителей подошёл к нему и стал ругаться: мол, почему разрушаешь ангары? Тот сказал: «Забирай за 25 миллионов!».

«Но я знаю: если придёт кто-нибудь другой, владелец назовёт иную сумму», - уверена Валерия.