Оксана Сахарова - художник с мировым именем. Ежегодно серии ее художественных кукол производят настоящий фурор на ведущих выставках кукольного искусства. В ноябре она впервые представила свои работы в Калининграде. О том, как создаются хрупкие фарфоровые красавицы, с художницей побеседовал журналист «АиФ-Калининград».
Кукольный «Оскар»
Еще двенадцать лет назад художница руководила крупным консалтинговым агентством в Перми. Как-то после напряженного рабочего дня заглянула в расположенную рядом с офисом галерею «Кукольный дом» и неожиданно для себя записалась на курсы. После переезда в Калининград устроилась на ответственную должность начальника отдела маркетинга Янтарного комбината. На любимых кукол оставались только ночи и выходные.
Отказаться от стабильной зарплаты было тяжело, но муж поддержал, и она всецело отдалась творчеству. На выходное пособие после увольнения Оксана купила муфельную печь для обжига фарфоровых изделий. Младшей дочке (у Сахаровых их трое) в то время было пять лет. Жизнь доказала, что выбор был верным: в 2014 году Оксана получила премию Pandora Platinum – кукольный «Оскар». Жюри не могло устоять перед ее кокеткой Лулу – прототипом голливудской актрисы Луизы Брукс из легендарного бродвейского шоу 20-х годов «Девушки Зигфелда».
Каждая коллекция Оксаны Сахаровой посвящена какой-то теме. К примеру, музы Альфонса Мухи появились на свет после знакомства с альбомом художника. А коллекцию «Барокко» подсказала яркая роспись старинного кувшина.
У фарфора есть память
По признанию художницы, ваять воздушных красавиц – дело нелегкое. Приходится ворочать тяжелые гипсовые формы под 20 кг весом, а их на одну только куклу (ростом от 70 см их в мире мало, кто делает) нужно изготовить 15 штук. На каждую даму уходит по пять мешков гипса. Гости Сахаровых уже привыкли, что кукольные запчасти сохнут в самых неожиданных местах - на ограде или веранде.
«Работа с гипсом грязная, неприятная, пыльная. Я себя к ней морально готовлю. Единственное, что может облегчить процесс: делать все с радостью, - говорит художница. Бывает, ведро гипса выливается на пол или тяжелую форму уронишь на ногу. Хочется плакать, но спасает юмор. Немало сил отнимают долгие часы шлифовки кукольных частей. Хрупкие как мел кукольные пальцы так и норовят сломаться. Нужна предельная аккуратность. Фарфор обладает памятью: приклеить можно, но восстановить до идеального состояния невозможно. В Москве есть специалисты (форматоры), которым можно отдать модель и получить точную форму. В провинции, увы, таких нет».
Скульптуре Оксана училась у Василия Селиванова. Это его руки Андрей Кончаловский снял в новом фильме, посвященном жизни и творчеству Микеланджело Буонарроти.
Под каждую коллекцию мастер делает свою мастер – модель. Для античных красавиц – одни пропорции, для барочных – другие. Затем наступает черед сырой отливки, утиль-обжига и, наконец, высокого обжига при температуре 1250 градусов, после которого и рождается на свет звонкий фарфор. Оксана очень любит этот вечный материал. Испортить его может только человек. Однажды новую куклу разбил кот. Автор пролила немало слез. Зато дочери Олеся, Татьяна и Лолита запомнили раз и навсегда: мамины красотки – не для игры.
Мечта перфекциониста
У кукольника Сахаровой – свой неповторимый почерк. Ее творения лиричные, романтичные, с полуулыбкой и томным взглядом. Знатоки называют ее стиль росписи васнецовским. Автор убеждена: кукольные лица не должны быть идеальными, как и у людей они ассиметричные, а значит, - живые. Лишить кукол движения Оксана не осмелилась: они - на шарнирах, могут сидеть, стоять. Малейший поворот головы - и настроение куклы меняется.
Исторический костюм - еще одно хобби Оксаны. Для кукол она все делает сама: и шьет, и вышивает, красит ткани. Любой вопрос сначала изучает досконально - в этом смысле она перфекционистка. Поэтому российские мастера и ценятся - делают все своими руками. В той же Германии есть специальный «кукольный» магазин. Стеллажи заставлены формами, гипс соседствует с краской, лежат готовые парики. Покупай и конструируй!
Но настоящий мастер этого себе не позволит. Ткани и кружева для роскошных нарядов Оксана ищет на антикварных ярмарках, выписывает по интернету у поставщиков во Франции, Англии. У дамы, пусть и кукольной, все должно быть по-настоящему: кринолин под юбкой, панталоны со швом, чулочки с узорами, и, конечно, кожаные туфельки, которые до 19 века шили на одну ногу.
«Куклы – создания своенравные. Бывает, подберешь ей жабо, а она не соглашается. Требует более изящный наряд», - сетует Оксана. Впрочем, она давно научилась находить с куклами общий язык.
В год у художницы выходит максимум девять персонажей, поэтому рассматривать это увлечение как бизнес вряд ли возможно. Хотя покупатели готовы платить за ее обворожительные создания тысячи евро. Но Оксана намеренно отказывается «гнать коньюктуру». Возможность творить для нее гораздо важнее.