У пристани Музея Мирового океана в Калининграде стоит уникальное научно-исследовательское судно (НИС) «Витязь». Под флагом Академии Наук СССР оно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 тысяч миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных - погонофоры. Как прошли 75 лет жизни судна, рассказывают участники уникальных экспедиций.
«Адьес, Заполярье!»
Людей, которым посчастливилось поработать на «Витязе» в его лучшие 1949-1979 годы, осталось немного. Один из них - кандидат географических наук Владимир Сухорук попал на теплоход в 1955 г. практикантом.
«Тогда это было единственное в мире судно, способное встать на якорь на глубине 10 км. На нем была библиотека, 14 лабораторий, хранилища проб. На науку денег не жалели», - вспоминает он.
«Витязь» - бывший немецкий сухогруз «Марс» 1939 г. постройки - после войны передали по репарации англичанам, а СССР выменял его у них на подлодку. Сухогруз переоборудовали в НИС и назвали сначала «Адмирал Макаров», потом - «Экватор» и, наконец, - «Витязь». Под этим именем его узнал весь мир.
На «Витязе» работали лучшие океанологи: к примеру, профессор Теодор Расс. Большой умница. Когда бросали трал, ученые каламбурили: «Эх, расс, еще расс, ещё много-много расс. Электронных датчиков тогда не было, лег ли трал на грунт - угадывали по звуку. Кстати, лучшим лебедчиком признали женщину - Хадижат Саидову.
«Главная задача ученых «Витязя» была объяснять химические, биологические процессы в толще воды. Это академические исследования, но от них была и практическая польза. Мы составляли карты промысловых районов», - рассказывает Владимир Иванович.
В 60-е гг. промразведка Калининградского АтлантНИРО обнаружила в океане зоны с мощными запасами рыбы. Благодаря науке рыбпром СССР к концу 1980-х вышел на первое место в мире. Добывали в этих районах до 4 млн тонн рыбы в год. Миллион из них приходился на калининградские предприятия. Сейчас вылов сократился до 200 тыс. тонн, лишь пятая часть судов океанического лова пережила 90-е. Но даже для них сырья не хватает. Промысел без поиска резервных районов невозможен. Тем более рыба мигрирует из-за изменения климата. Но в регионе исследования по пром-разведке практически свернули из-за недостатка средств.
«Мы теряем океан! - волнуется ученый. - Даже с экспедициями на Балтику сейчас выходим редко. Нишу занимают другие. Иностранцы знают рыбные места, но кто же будет делиться стратегической информацией! Необходимо организовывать собственный поиск, как это делал АтлантНИРО в прошлом веке».
Тогда для наших научных работников экспедиции были единственной возможностью попасть за рубеж. И некоторые пытались там остаться.
«В 1960-х возвращаемся из рейса. Проходим Ла-Манш - и тут штурман обнаружил записку: «Адьёс, Заполярье! Нам с вами не по пути». Оказалось, два курсанта надели спасательные жилеты и сиганули с кормы возле порта Кале. Это было ЧП. Всех потом вызывали в КГБ», - вспоминает Сухорук.
Владимир Иванович бывал в гостях у коллег во Франции, Англии. Было удивительно, что такие же ученые жили в собственных двухэтажных коттеджах. И оборудование у них было более современное. Сухорука приглашали там поработать, но руководство не отпустило.
- Я не жалею, - признается океанолог. - И здесь все неплохо складывалось: в экспедиции ходил, квартиру дали. Сейчас у молодых ученых даже этого нет.
Последний рейс
В последний океанский рейс «Витязь» вышел в 1978 г. В эту экспедицию посчастливилось попасть профессору МГУ Сергею Добролюбову.
Добролюбов тогда на «Витязе» впервые увидел компьютер - маленький «Хьюлит Паккард» - атрибут российско-американского экспериментального рейса.
«Тогда Союз лидировал в мировой океанологии наравне с США, - рассуждает Добролюбов. - Такого количества судов, как у нас, не могла себе позволить ни одна страна. После нашего рейса у «Витязя» был ещё один - в Средиземное море, но серьёзных исследований уже не было. Так что мне страшно повезло. До сих пор от той экспедиции ощущение праздника».
В 1979 г. «Витязь» вышел «на пенсию», пришвартовался в калининградском порту, и о корабле стали забывать. Разворовали всё, что представляло хоть какую-то ценность. Позже комиссия заключила, что восстановлению он не подлежит, и его хотели пустить на переплавку.
Но калининградская общественность не позволила. За плавучую легенду боролись, и в 1990 г. вышло Постановление Правительства РСФСР о создании в Калининграде Музея Мирового океана на базе легендарного судна. После ремонта на заводе «Янтарь» оно стало музеем.
Бывшие «витязяне» с грустью говорят, что наука сейчас «на нуле». Из более тысячи судов советского научного флота осталось не больше сотни, и те постарели.
«Топливо стало золотое, - говорит Добролюбов. - Технологически наука ушла очень далеко, и без нас. Используют спутники, автономные электронные устройства. В этом отношении мы сейчас плетёмся где-то во втором десятке. Современные российские океанологи пользуются в основном данными западных, азиатских и индийских спутников. Да и само оборудование - тросы, датчики - у нас сейчас западное или тайваньское. Денег на фундаментальные исследования не хватает. Поэтому сейчас надо сосредоточиться на исследовании своих морей. Обязательно строить новые суда, поддерживать ледоколы, которые ходят в Арктику и Антарктику. И ждать лучших времен».