Загнанный в угол

   
   

Когда Родина в 1984 году сказала "надо", Альгис Кайрявичус ответил "есть" и отправился служить в Афганистан. Теперь он воюет с чиновниками за достойное существование.

Очередь... на тот свет?

Дело своё он делал честно, пулям не кланялся. Возможно, поэтому одна из них нашла его во время боя в селе под Кундузом. Получив сквозное ранение в живот, Альгис три месяца пролежал в госпитале, и вновь - в часть, выполнять интернациональный долг.

Сам Альгис - из Гвардейского района. После армии вернулся на малую Родину, но понял, что делать там нечего - работы нет. Поехал в Калининград, устроился водителем погрузчика, женился. Поначалу молодая семья жила у родственников, потом на съёмных углах.

- В 1988 году я встал в очередь на получение жилья, - рассказывает Альгис. - Причём в льготную, для "афганцев". Записали меня под номером 42. Продвижение идёт "быстро", теперь я уже 38-й. И не потому, что кому-то дали квартиры, просто четверо очередников, так и не дождавшись жилья, ушли в мир иной. Если так и дальше пойдёт, через пару-тройку десятков лет квартирный вопрос "афганцев" в Калининграде будет полностью решён!

Альгис шутит, но за этой горькой иронией прячутся боль и обида.

С вещами на выход

В 2006 году мэрия Калининграда выделила Альгису крохотную "гостинку" в маневренном фонде. Сейчас он живёт там вместе с женой и тремя детьми. Старшей дочери - 16, сыновьям - 10 и 13.

- Комнатка - десять метров, на человека получается два "квадрата", - делает нехитрый расчёт Альгис. - Даже на кладбище покойникам выделяют больше. Места так мало, что мы не можем поставить детям стол - уроки они делают практически на коленках. Если кто-то простужается, кашлять и чихать начинают все. Ведь изолировать больного невозможно.

Но даже это, с позволения сказать, жильё семья Кайрявичуса может потерять в любой момент. Ведь ни сам Альгис, ни его родные не прописаны в квартире маневренного фонда. Они живут в ней по договору с горадминистрацией, который надо продлевать раз в год.

- Эта процедура довольно сложная, - вздыхает Альгис.

- Каждый раз страх берёт: продлят - не продлят. Могут ведь сказать: "Собирайте вещи - и на выход!" А куда нам идти?

"Мы - не скот"

Разумеется, Альгис не ждёт у моря погоды - стучится во все двери. Жалоб, обращений и просьб в различные инстанции было направлено им за последнее время множество. Вес исписанной бумаги идёт уже на килограммы.

- И в горадсминистрацию писал, и в Окружной совет, и в правительство, и в приёмную Путина, - загибает пальцы Кайрявичус. - В ответ - одни отписки: "вопрос рассматривается", "изыскиваются возможности", "проводится плановая работа". А конкретной помощи никакой.

Луч надежды сверкнул для несчастной семьи в апреле этого года. По ходатайству муниципального предприятия "Калининград-ГорТранс", в котором работает Альгис, администрация областного центра выделила ему двухкомнатную квартиру в Чкаловске.

Но радость оказалась преждевременной.

- По сути, это не квартира, а нежилое помещение, - считает Альгис. - Света там нет, воды, газа, отопления нет, полы отсутствуют, потолок обваливается. Кроме того, сырость ужасная, на стенах - плесень. В таком сарае хороший хозяин и скотину держать не станет...

Но даже на такое "жильё" семья Кайрявичуса могла согласиться, если бы была уверенность в том, что жить там можно будет долго. Но квартира, по контракту, предоставлялась всего на год.

Представьте: мы с женой вложим деньги в эту халупу, приведём её в в божеский вид, а потом год закончится - и нас выселят, - объясняет Кайрявичус. - Поэтому мы отказались.

Прямой эфир

Кайрявичус понял, что лучше не писать чиновникам, а обращаться к ним в прямом эфире по телевидению.

В начале года ему удалось дозвониться до губернатора Николая Цуканова во время передачи "От первого лица". Тот обещал разобраться в ситуации, и вскоре из министерства соцполитики Альгису пришёл ответ, в котором сообщалось, что, согласно закону, он имеет право на получение соцвыплаты из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья. Получить её можно в "порядке очерёдности".

- Мне и квартиру обещали "в порядке очерёдности", - смеётся Кайрявичус. - 23 года она всё никак не наступит. С соцвыплатой та же песня. Как только я узнал, что её можно получить, встал в очередь. Сейчас я где-то 1600-й. А в год субсидию получает около 10 человек. Я её вряд ли дождусь. У сыновей есть шанс, когда будут носить бороды.

Похожие эмоции вызвало у Альгиса и письмо главы администрации Калининграда Александра Ярошука, которое тот прислал в сентябре в ответ на его просьбу о помощи. Там сообщалось, что вне очереди жильё соцнайма предоставляется ряду граждан. Например, такой привилегией пользуются те, кто недавно освободился из мест лишения свободы. А вот для воинов-"афганцев ничего такого законодатели не предусмотрели.

- Желание семьи получить жильё уже сегодня понятно. Но нарушать закон за счёт других граждан у нас нет правовых оснований, - пояснили нам в администрации города. - Оптимальным вариантом для него считаем получение соц-выплаты. Список претендентов на неё ежегодно утверждается правительством в 1-м квартале текущего года...

Той самой выплаты, на которую афганец 1600-й в очереди! Выходит, круг замкнулся?

Смотрите также: