С вещами по шпалам?

   
   

Вот уже месяц, как из области прекратили отправлять среднетоннажные контейнеры. Вывезти грузы за пределы эксклава теперь можно только паромом.

-У меня заболел муж, - рассказывает Галина ДЬЯЧЕНКО из Советска. - Требуются уход, помощь родственников, живущих на Урале. Решили уехать к ним. Есть покупатель на квартиру, но всё упирается в то, что невозможно вывезти вещи. Контейнеров нет, и когда будут - неизвестно. Частники берутся доставить груз до Бреста на микроавтобусе, но просят 23 тыс. руб. - для нас это дорого. Я ещё ничего, а вот приятельница 80 лет решила уехать к сыну в Белоруссию и уже продала жильё риэлторам. Бабушка осталась на улице с узлами...

По официальным данным, ежемесячно из региона отправляют до 130 среднетоннажных контейнеров, в основном личные вещи и мебель.

В агентстве на станции Калининград-Сортировочный журналиста "АиФ" встретили нелюбезно, сказали как отрезали: "Все вопросы - к московскому начальству!". Зато на улице к нам подошли двое мужчин, представившиеся "агентами ЖД".

- Контейнеров нет уже месяц, - пояснил один из них. - Люди сидят на чемоданах и плачут, а наверху делят бизнес. 1 августа в Москве состоится важное совещание, скорее всего, и контейнеры появятся. Но, предупреждаем, тарифы выросли. Вам куда нужно груз отправлять? В Мурманск? Звоните - всё посчитаем. Вам ведь квитанции не нужны?

Тарифы выросли

В пресс-службе ОАО "ТрансКонтейнер" пояснили, что до 1 июля парк среднетоннажных контейнеров (СТК) арендовала РЖД. Она и несла расходы согласно тарифам, установленным госорганами. Всё было просто: поставили, погрузили, поехали... С 1 июля парк вернулся в собственность ОАО "ТрансКонтейнер", изменились и условия перевозки. Теперь грузоотправителю необходимо оплатить инфраструктурную составляющую на рейс не только гружёного контейнера, но и порожних, доставляемых до комплекта.

Кроме того, с 1 июля на условиях приватного парка стали эксплуатироваться и перевозящие СТК вагоны. ОАО "ТрансКонтейнер" не владеет таким подвижным составом и привлекает для этой цели вагоны сторонних собственников. Они устанавливают плату за вагон и перевыставляют грузоотправителю. Вагонная составляющая зачастую превышает 50% от стоимости общего тарифа на перевозку СТК, всё это привело к росту цен за перевозку грузов. К примеру, если до 1 июля калининградцы платили за отправление 5 т контейнера в Краснодар (вместе с наймом машины от дома до станции) 14 700 руб., то теперь - 34000.

Ещё один важный нюанс: один контейнер вагон не повезёт. Их необходимо разместить комплектом (при перевозке 5-тонного контейнера - 5 или 6 контейнеров). Чтобы их накопить, нужно время.

Особенность эксклава такова, что вывезти грузы можно либо по территориям Белоруссии и Литвы, либо паромом Балтийск - Усть-Луга. В связи с переходом парка СТК в категорию приватного было необходимо внести изменения в информационные системы межгосударственного уровня. Однако на совещании уполномоченных представителей в Дирекции Совета по железнодорожному транспорту СНГ приняли решение не вносить такие изменения. Это привело к тому, что перевозки СТК по государствам СНГ и Балтии тарифицируются как перевозки в инвентарном парке железных дорог, а по России - как в приватном. Действующие нормы Соглашения о международном грузовом сообщении данную ситуацию не допускают. Пока эта проблема не решится, перевозки грузов в СТК из/в Калининград через сухопутные погранпереходы невозможны. И сколько это продлится, неизвестно.

Сейчас единственная возможность переправить грузы из Калининграда в большую Россию - паромом, а это удлиняет путь и время ожидания.

Гнать порожняк невыгодно

Корни этой проблемы следует искать в 2003 г., когда Правительство РФ приняло программу реформирования железнодорожной отрасли, был взят курс на выделение из монопольной структуры конкурентных видов деятельности. Теперь от последствий этой инициативы обыватель хватается за голову! В собственности РЖД, по сути, остались только рельсы, шпалы и путевое хозяйство. Остальным владеют частные операторы. Не секрет, что собственники вагонов неохотно идут в регион - нет попутной загрузки. Они выбирают наиболее выгодные рейсы и маршруты. Вот и выходит, что вагоны месяцами простаивают в ожидании доходного груза, забивая станцию. А люди, которым они нужны, чтобы вывезти вещи, их попросту не дожидаются.

Смотрите также: