Режиссёр закинул удочку в колодец

   
   

Кинорежиссёр Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, "подстреливший" в 2003 году пару золотых львов на Венецианском фестивале (фильмом "Возвращение"), последний раз общался с калининградской публикой именно по этому поводу три года назад.

4 ноября он приехал представлять другой фильм - "Изгнание", в котором жюри Каннского фестиваля отметило премией за лучшее исполнение главной мужской роли Константина Лавроненко.

В узком смысле, "Изгнание" - история одного аборта. Главная героиня - Вера - сообщает мужу, что ждёт ребёнка и ребёнок этот - не его. (Хотя на самом деле - его.) Зачем она это делает? На сей счёт сколько зрителей, столько и толкований.

Киноисторию о несчастной семейной жизни аудитория "Зари" наблюдала 2,5 часа. А после на сцену вышел режиссёр.

Зрители говорили спасибо, выражали восхищение. Одна женщина заметила, что не ощутила в фильме ни единой фальши - ни от травинки, ни от пылинки, ни от игры актёров.

Правда, в поиске смысла происходящего на экране публика разминулась. Мужчина из зала спросил: К чему такие жертвы: аборт, "самоубийство, можно же было просто подать на развод!" Некоторые зрительницы при этом посмотрели в его сторону с негодованием. Режиссёр объяснил: в мире главной героини нет ни судов, ни других мужчин. Ей именно до отца её детей достучаться хотелось...

Зрители отметили, что непонятно, где и с кем происходит действо. Звягинцев объяснил: "Перед художником по костюмам и художником-постановщиком специально была поставлена задача стереть грани времени и пространства". Городские ландшафты снимали во Франции и Бельгии, сельские - на юге Молдавии. Часть реквизита была куплена на блошиных рынках Германии, что-то - в России. В киносценарий переработали повесть известного американского автора Вильяма Сарояна. Герои первоисточника - "обамериканившиеся" армяне, живущие в Сан-Франциско. Главная актриса - Мария Бонневи - норвежка, живёт и работает в Швеции. По-русски не знает ни слова. Её переозвучивала актриса Елена Лядова. А в последних кадрах фильма, собирая урожай, жницы неожиданно запевают португальскую народную песню.

Отвечая на вопросы журналистов, режиссёр часто переходил на образы.

- Что такое встреча со зрителем? Это стоишь на краю колодца, и внизу - темнота. Бросаешь камень и ждёшь. Упал. Слышишь отзвук. Другими словами, это - ориентация в пространстве. Понимаешь: есть вообще ответ или это просто бездна чёрная, ты что-то делаешь, а оно провалилось, и всё - никому не нужно.

Кстати, в новом фильме Звягинцева в одной из главных ролей снялся наш земляк актёр Виталий Кищенко из "Тильзит-театра".

- Я примеривался к нему, - признался режиссёр. - То ли он Роберт, то ли Алекс... И однажды понял, он - Герман.

Смотрите также: