Погода и чиновники с их законотворчеством в Калининградской области одинаково непредсказуемы. Фермер Тассило фон дер ДЕККЕН привык бороться за урожай, воюя и с капризами природы, и с бюрократизмом.
Сегодня, в уборочную страду, немец торопится собрать зерновые и рапс. "Погода для урожая по сравнению с прошлогодней - сказка, - замечает г-н фон дер Деккен. - В прошлом году почти все озимые замёрзли. Мы посеяли около 1300 гектаров озимых культур, из них потеряли более 1 тысячи гектаров. В этом году как будто легче. Только приходится работать в перерывах между дождями. Срочно надо убрать до конца зерно, сроки поджимают".
Показывая свои поля, в 10 минутах езды от фермерской конторы в посёлке Калининское, что под Гусевом, г-н фон дер Деккен делится секретами хорошего урожая. Во-первых, постоянный обмен опытом с другими сельхозпроизводителями. Но, пожалуй, самое важное - интенсивные технологии. Они включают в себя комплексную защиту растений. Начиная от применения гербицидов, которые убивают сорняк, и до профилактики болезней самих всходов.
Это, по мнению фермера, гарантирует не только количество, но и высокое качество продукции. Плюс обработка земли техникой не абы как, а по западному образцу. Самой большой проблемой в регионе считает нарушение системы мелиорации, которая была отлажена ещё в Восточной Пруссии.
На вопрос об отношениях с чиновниками г-н фон дер Деккен отвечает: "Главное, чтобы хотя бы палки в колёса не ставили". С юмором рассказывает о бесконечных отчётах в райадминистрацию: сколько пахали, сеяли, убрали, что продали и купили... Это не только затраты времени, но и финансов: специально приходится держать ещё одного бухгалтера. Для чиновника главное отчитаться о росте показателей. Оно и понятно: в стране - плановая экономика. Но погода и менеджмент сельского хозяйства по плану не бывают. "По плану может работать только районная администрация, - продолжает г-н фон дер Деккен. - Дождь льёт - они звонят: "Вы косите?" Я отвечаю: "А крыша у вас не течёт?" Конечно, моё дело - убрать, а их дело звонить. Даже если при этом по сводке знают, сколько осадков выпало".
Фермерам в помощь
Уроженец Западной Германии 50-летний немец полжизни провёл за границей. Последние 14 лет - в Калининградской области. Судьба забросила его в наши края как координатора существовавшей до 1999 года немецкой государственной правительственной программы в помощь калининградским фермерам. По окончании программы решил здесь остаться и заняться земледелием. Организовал своё хозяйство вместе с женой, Валентиной Семёновной, москвичкой, по образованию инженером, с которой прежде вместе работали в Африке. Супруга ведает всеми административными вопросами фермы.
На земле работают или дураки, или фанаты...
На ферме работают 34 человека. Все - жители посёлка, те, кто вкалывал в местном колхозе, пока тот не развалился. Молодёжь уже не идёт в сельское хозяйство. Работа считается не престижной. "Молодое поколение вырастает с установкой: на земле работают или дураки, или фанаты", - считает мой собеседник. С ним трудно не согласиться. У нас невежда и "человек от сохи" - синонимы. И немец-фермер с прекрасным знанием русского, французского и английского языков кажется исключением. Говорит, такое, как у него, образование, даётся в Германии каждому, кто решает податься в сельхозпроизводители. Как будущий руководитель хозяйства он прошёл несколько ступеней образования, до высшей. Его научили, как надо доить коров, как пахать, как сеять, как считать. Ведь руководитель должен знать досконально всю деятельность своего предприятия. Когда надо помочь работнику, он всегда может его заменить, подсказать. По-нашему выходит, он - агроном, экономист и менеждер в одном лице.
Работа нелёгкая, но выбор сделал осознанно. В родословной книге, которая ведётся в семье около 800 лет, почти все предки были заняты в сельском хозяйстве. Супруги фон дер Деккен надеются, что кто-то из трёх дочерей в своё время продолжит их дело. Две старшие получили образование и живут в Англии. Самая младшая - Тора, пока учится в 11-м классе в Гусеве. "В этой работе - смысл моей жизни, - заключает фермер. - Директора увольняются, уходят на пенсию. А хозяева - остаются. Думаю, я счастливый человек, потому что нашёл себя на этой земле".