Бизнес отчаяния

   
   

"Пан или пропал" - в соответствии с этой русской поговоркой происходило формирование малого предпринимательства в нашей области, как, впрочем, и во всей России.

Жестокая реальность шоковых экономических реформ 90-х годов ставила людей перед выбором: или учись зарабатывать сам, или... И десятки тысяч инженеров, рабочих, иных мастеров производства, оказавшись за закрытыми дверями вмиг обанкротившихся флагманов советской индустрии, с головой окунулись в рыночную стихию. Деваться было некуда. Или пан, или пропал.

"Когда уволился с военной службы, большинство моих бывших сослуживцев уже занимались предпринимательством, - рассказывает Вячеслав ЕРЕМЕЕВ, бывший пограничник, предприниматель, а ныне инженер-строитель. - Я тоже занялся торговлей. Всё шло неплохо. Возил ширпотреб из Москвы и из Литвы, имел несколько торговых точек. Но дефолт конца 90-х поставил крест на этом бизнесе. После я работал в разных местах, пробовал опять начать собственное дело, сейчас работаю на небольшом строительном предприятии".

Такая история типична для многих и многих тысяч людей, занявшихся когда-то индивидуальным предпринимательством для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Вложив свои силы, энергию, последние сэкономленные едва ли не на бутербродах деньги, именно они создали рыночную экономику страны. Но уж так сложилось, что рыночное хозяйство формируют миллионы собственников, а благами его пользуются собственники миллионов.

Вот и теперь те, для кого бизнес является источником сверхдоходов, стремятся наступить на горло тем, для кого он - единственный источник существования. Новый закон об ОЭЗ - это правила игры на льготных условиях для четырёх десятков крупных компаний, а почти 35 тысяч малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в области, он вообще оставляет за бортом экономики. Ещё одну проблему для малого бизнеса создают изменившиеся таможенные правила, резко ограничивающие возможности "челночной" торговли. Теперь дешёвая одежда и обувь исчезнет из оборота. Нет, качество товара останется прежним, но цены возрастут многократно.

Об отношении властей к проблемам малого предпринимательства красноречиво говорят цифры. Так, в прошлом году на его поддержку было потрачено чуть больше двух миллионов рублей, это вместе со средствами, привлечёнными из федерального бюджета. Стоимость двухкомнатной квартиры в областном центре - на целый сектор экономики. Причём в этом секторе работает более 140 тысяч человек, свыше трети занятого населения области.

140 тысяч человек, за которыми стоят их семьи, которые сами создают себе рабочие места, которые исправно платят налоги, платят социальные отчисления, платят... даже то, чего платить по закону не должны. Что будет с ними, если они лишатся своего маленького, но жизненно важного бизнеса? Пойдут работать официантами и уборщицами в игорную зону? Может быть. Но сначала они предъявят счёт власти. Счёт, по которому власти этой платить будет нечем.

140 тысяч безработных. Прибавьте к ним ещё 300 тысяч запланированных мигрантов. Это почти полмиллиона нищих, бесправных людей. Представьте себе, какое "африканское" будущее готовят нам несколько десятков "лидеров калининградской экономики".

На пути своего становления малый бизнес преодолевал множество преград. Он преодолеет и новые, потому что творческий потенциал народа безграничен. Не нужно только загонять людей в тупик, доводить их до отчаяния. Ведь отчаянное положение подталкивает к отчаянным решениям. В нашей истории, к сожалению, тому есть немало примеров.

Смотрите также: