Калининград находится в плачевном экологическом и санитарном состоянии. Об этом не один раз говорили и с высоких трибун, и на страницах газет. Но ситуация к лучшему не меняется.
С точки зрения жителей Калининграда, причина такого положения ясна - власти не могут или не хотят выполнять свои функции по защите городской экологии. Но это только на первый взгляд. Если руководство города и области берет на себя реализацию таких трудоемких и затратных программ, как прием соотечественников из-за рубежа или создание в регионе курортно-туристической зоны, то и позаботиться об экологии власти в состоянии. Больше того, они в этом напрямую заинтересованы. Ведь реализация проекта рекреационной и игровой зоны непосредственно связана с экологическим состоянием области.
В этом случае возникает вопрос: если есть и желание, и возможности, то почему решение экологических проблем откладывается из года в год? Найти ответ поможет ситуация вокруг калининградского ЦБК.
В 2003 году по требованию экологов и под давлением общественности ЦБК проверила комиссия из федерального департамента природных ресурсов. Выводы были однозначными: комбинат подлежал закрытию, т. к. представлял реальную угрозу жителям города. Однако этого сделано не было. Прежнее руководство области настояло на сохранении производства, пообещав принять все меры для устранения угроз экологии. На компромисс пришлось идти потому, что закрытие одного из градообразующих предприятий повлекло бы за собой массу социальных проблем.
В настоящее время вопрос о свертывании производства на ЦБК практически решен, но не по экологическим, а по экономическим соображениям. Руководство ЦБК ведет переговоры с рядом компаний, в том числе и иностранных, о продаже предприятия. Потенциальные покупатели не афишируют своих планов, но заверяют, что комбинат будет перепрофилирован на выпуск экологически чистой продукции. Один из потенциальных покупателей - британская компания уже имеет конкретные планы по реконструкции территории и ее благоустройству, которые согласованы с калининградской экологической общественностью. Власти, конечно, поддержат такое решение, если покупатель окажется достаточно состоятельным для реализации проекта по рекультивации объекта. Но окончательно решить экологическую проблему ЦБК можно только с участием общественности, только тогда благие пожелания не будут перечеркнуты коммерческими соображениями. Например, одна из российских компаний, желающих приобрести ЦБК, якобы намерена продать территорию комбината по частям, что окончательно приведет к экологической катастрофе.
Александра КОРОЛЕВА, председатель калининградской экологической организации "Экозащита": - ЦБК - это экологическая язва на теле города. Лучшим решением этой проблемы было бы закрытие предприятия и рекультивация территории. Но реальность такова, что сейчас приходится говорить только о перепрофилировании производства. Это позволит сохранить рабочие места. Компании, ведущие переговоры о приобретении ЦБК, в качестве меры общественного контроля предлагают создать комиссию по экологии, в том числе и с нашим участием. Это может стать гарантией реализации планов защиты городской экологии.
Евгений ГАН, депутат калининградского горсовета: - Ситуация вокруг ЦБК уже давно находится под пристальным контролем депутатов калининградского городского совета. Сегодня реальность такова, что требования закрыть комбинат по экологическим соображениям обоснованы, но сделать это нельзя. Ведь к котельным ЦБК подключены близлежащие жилые кварталы. Люди не должны остаться без тепла и горячей воды. Есть и другие социальные причины. Выходом могло бы стать перепрофилирование предприятия на выпуск экологически чистой продукции. Для того чтобы этот вопрос был решен в интересах жителей города, нужны реальные меры общественного контроля за ситуацией на ЦБК, контроля как со стороны экологических и общественных организаций, так и со стороны политических партий.
Смотрите также:
- Калининградская область улучшила позиции в рейтинге инвестпривлекательности →
- Отменить визы и добавить денег. Что еще пообещал глава Минэка Калининграду →
- Китай научит нас играть по-крупному →