С момента вступления в силу нового закона об ОЭЗ в Калининградской области правительство региона прилагает все силы к тому, чтобы наполнить его реальным содержанием.
И эта работа не остается без результата. К настоящему времени в области уже зарегистрировано 30 резидентов ОЭЗ с общим объёмом инвестиций более 15 млрд. руб. Курс администрации области на создание промышленных зон медленно, но верно приобретает реальные очертания. Верно - потому, что регион интересен для инвесторов, они видят здесь перспективы развития своего бизнеса. Медленно - от того, что промышленная инфраструктура области не была рассчитана на развитие крупного производства, а существующие коммуникации и сети, по оценкам экспертов, изношены на 70 - 80%. Неудивительно, что ни один из 30 резидентов ОЭЗ ещё не начал собственного производства. 150 миллиардов для области пока остаются виртуальными.
Зато вполне реально и остро стоит проблема реконструкции и модернизации существующих предприятий и коммуникаций. В качестве примера можно привести целлюлозно-бумажную отрасль нашего региона. Целый ряд системообразующих предприятий сейчас находится не в лучшем состоянии. По данным "Гринписа", в местах стока вод Калининградского ЦБК содержание диоксинов превышает предельно допустимую концентрацию в 46 раз. Сейчас на предприятии в производственных целях используют артезианскую воду, так как речная загрязнена настолько, что её невозможно применять даже для варки целлюлозы. А в это время в самом Калининграде для питьевых нужд используется речная вода. На этом основании наши балтийские соседи обвиняют Россию в том, что морскую рыбу нужно употреблять в пищу с большой осторожностью. И это неудивительно, если учесть, что на Калининградском ЦБК, например, используется только механическая очистка сточных вод, которые выбрасываются в городские водоёмы.
Это далеко не все проблемы, характерные для отрасли. Достаточно упомянуть, что на том же Калининградском ЦБК сотрудниками пожарной службы было выявлено более 170 нарушений правил пожарной безопасности, а пожары на короотвале предприятия, ядовитым дымом отравляющие атмосферу города, неоднократно становились предметом обсуждения городских и областных властей. Ведь кроме залежей древесной коры на территории ЦБК хранится хлор, используемый в производстве целлюлозы. Если хранящие его ёмкости будут разрушены в результате одного из пожаров, то, по оценкам экспертов, ядовитое облако хлорных испарений распространится в радиусе 6 километров. Это значит, что больше половины Калининграда окажется в зоне "химической атаки"...
Нарушения экологических норм производства делает продукцию ЦБК неконкурентоспособной на международном рынке. Это в свою очередь снижает экономические и финансовые возможности предприятия, в том числе не позволяет в полной мере провести работы в сфере экологической и пожарной безопасности. Руководителей таких производств подчас нельзя обвинить в происходящем. Они оказываются заложниками производственных проблем, доставшихся в наследство с советских и перестроечных времён.
Правительство области принимает меры для восстановления производственной инфраструктуры. За счёт местного и федерального бюджетов запланировано строительство 700 км дорог. Принимаются меры по газификации области. Но провести промышленную реконструкцию на каждом предприятии области, абсолютное большинство которых является негосударственными, региональное правительство просто не в силах.
Естественным образом напрашивается вывод о том, что к развитию производственной инфраструктуры региона необходимо привлекать крупных инвесторов. Это вполне реально. В качестве положительного примера можно привести деятельность таких предприятий, как "Вичунай" и "Продукты питания". Серьёзный инвестор отдает себе отчёт в том, что вложения в инфраструктуру делают его бизнес более эффективным и общественно значимым.
Смотрите также:
- Вокруг предприятий в Прибрежном планируют создать санитарно-защитную зону →
- Калининградская область планирует начать экспорт говядины в ЕС →
- Природу надо спасать →