Во избежании блокады - "дорога жизни"

   
   

Недавний энергетический конфликт с Белоруссией в очередной раз напомнил о необходимости создания надёжной системы энергобезопасности Калининградской области.

Хотим мы того или нет, но самый западный регион России так или иначе завязан в общеевропейскую энергетическую систему. Подписание за две минуты до боя курантов соглашения о поставке российского газа, как оказалось, полностью не решило проблемы транзита энергоресурсов из России в страны ЕС. Уже в первых числах января 2007 года Республика Беларусь в одностороннем порядке ввела таможенную пошлину на транспортировку нефти. Последовавшее за этим шагом перекрытие нефтяного крана заставило не на шутку поволноваться европейцев.

Однако предпринятые дипломатические шаги руководства Белоруссии и России позволили снять напряжённость. В конечном итоге белорусская сторона полностью вернула европейским потребителям задержанную ранее российскую нефть, предназначенную на экспорт, в размере 79 тыс. т. Об этом лично сообщил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. И в настоящее время по нефтепроводу "Дружба" российская нефть поставляется в Польшу, Германию, Украину, Словакию, Чехию и Венгрию.

Но вероятность возникновения подобных "форс-мажорных" обстоятельств в будущем отнюдь не исчезла. По мнению европейских экспертов, последствия данного конфликта могут отразиться на других областях международных отношений России, Белоруссии и стран Евросоюза. Станет ли заложником "энергетических войн" Калининградская область - вопрос открытый.

Разговор на языке ультиматума

Сложность такого положения была понятна уже в 90-х годах прошлого столетия. В своей книге "Развод по-литовски" первый президент постсоветской Литвы Альгирдас Бразаускас вспоминает о тех непростых днях: "Немало хлопот было с Калининградом: ведь Калининградская область около 60 процентов электроэнергии получает из Литвы. Когда остановился один, а потом второй блок Игналинской АЭС, а Электренская ГРЭС дожигала последние запасы топлива, пришлось прибегнуть к ультимативным требованиям. Я без околичностей сказал тогдашнему заместителю председателя Совета Министров СССР Владимиру Гусеву, что мы вынуждены прекратить подачу электроэнергии для Калининградской области со всеми её военными базами, что другого выхода у нас нет и мы пойдём на это. Подействовало. В. Гусев позвонил мне домой поздно вечером, расспрашивал, интересовался, чувствовалось, что он очень озабочен ситуацией с Калининградом. Такая недвусмысленная постановка вопроса возымела действие и на союзное правительство".

К подобным методам решения своих проблем Литва попыталась прибегнуть и минувшим летом. Но на этот раз ультиматум не вызвал никаких уступок со стороны России. Наоборот, запуск паромной линии продемонстрировал готовность РФ самостоятельно искать альтернативные транспортные пути. И этот шаг скорее политический, чем экономический. Сейчас снова с Россией пытаются говорить на языке ультиматума. На этот раз уже белорусы.

На фоне череды энергетических и транспортных конфликтов с Украиной, Литвой и теперь уже Белоруссией Россия намерена форсировать строительство альтернативных путей доставки энергоресурсов и материальных средств в Калининградскую область и страны Евросоюза.

Резерв - на дне моря

Паром "Балтийск" станет надёжным резервом на тот случай, если железнодорожное сообщение с Калининградом, которое сегодня проходит по территории сопредельных государств, окажется под угрозой, уверен губернатор Калининградской области Георгий Боос. По предварительным расчётам специалистов, по сравнению с наземным транзитом через территории Литвы и Белоруссии экономия средств составит примерно 10-15 процентов. Кроме того, морской путь позволит избежать административных барьеров, возникающих при транспортировке грузов через иностранные государства.

Также, по словам губернатора, калининградцам не стоит опасаться энергетической блокады. Полным ходом ведётся строительство газопровода пропускной способностью 55 млрд. кубометров в год, который пройдёт по дну Балтийского моря. Реализация проекта избавит и производителя, и потребителей газа от рисков, связанных с внутриполитической и внутриэкономической ситуацией в транзитных странах.

Впрочем, и сегодня регион не испытывает дефицита в энергоресурсах.

- В настоящее время запасы нефти и газа в регионе позволяют топливно-энергетическому комплексу Калининградской области работать в нормальном режиме в течение нескольких месяцев. А потому повода для беспокойства у жителей российского анклава нет, - заявил на состоявшейся в минувший четверг пресс-конференции Георгий Боос.

Смотрите также: